Цвет в дизайне
Благодаря своей способности прямого эмоционального воздействия на зрителя, цвет является одним из важнейших элементов визуального сообщения. Именно поэтому его подбор — это очень ответственное занятие, требующее обширных познаний в психологических особенностях восприятия, социокультурных аспектах цветовых предпочтений и многом другом. |
Восприятие цвета — вещь чрезвычайно субъективная, но она имеет целый ряд закономерностей. Например, цветовые предпочтения могут прямо зависеть от социального класса, к которому принадлежит человек. Представители высших классов предпочитают мягкие, пастельные тона в гармоничных, неброских сочетаниях, тогда как люди с более низким достатком склонны выбирать более экстремальные сочетания ярких цветов. Также в социальном аспекте восприятие может прямо зависеть от образовательного уровня или возраста человека.
Нельзя упускать из внимания также и культурный фактор. Воспитанные в определенной традиции, люди склонны воспринимать цвета, используя приблизительно похожий набор культурных кодов. Так, для жителей Японии белый цвет символизирует траур, горе и смерть, тогда как в большинстве европейских культур он является символом чистоты, свежести и невинности. В целом, культурно-обусловленные факторы восприятия можно разделить на три группы: природно-климатические (пример: жители пустынь воспринимают желто-коричневый, как обыденный цвет, вызывающий скорее скуку, чем положительные эмоции), культурно-психологические (пример уже был выше: белый в Японии используется в похоронных процессиях и на подсознательном уровне может восприниматься негативно) и историко-культурные (пример: в России красный или алый цвета часто ассоциируются с прошлым, которое в свою очередь вызывает определенные эмоции у конкретных возрастных и социальных групп). В каждой традиции существует целый ряд особенностей, которые очень важно учитывать при подборе гармоничных цветовых сочетаний, правильно влияющих на конкретную аудиторию.
Одним из важнейших факторов, влияющих на цветовое восприятие, является психологический фактор. Каждому цвету соответствует целый ряд эмоциональных характеристик: например, красный практически во всех культурах воспринимается как символ опасности, агрессии, сексуальности и динамики, но также он почти всегда символизирует новую жизнь, новое начало, тепло и витальность. Синий, напротив, — это обозначение пассивности, лености, покоя и сосредоточенности. Оранжевый цвет создает настроение радости, но может символизировать и опасность, тогда как желтый — это концентрированные веселье, радость, счастье и солнечный свет без дополнительных коннотаций. |
Не стоит также забывать, что многое зависит и от оттенка, интенсивности цвета и цветовых комбинаций. Все это может значительно менять содержание информационного сообщения, передающегося с помощью цветовой символики, и вызывать совершенно разные эмоции и мотивации. Таким образом, грамотно используя теорию восприятия, ориентируясь как в психологических, так и в социокультурных ее аспектах, дизайнер может варьировать влияние своего продукта на пользователей, максимально достигая требуемого эффекта.